Бахмут.ru

Сапун-гора, Бахчисарай, Симферополь.

Фантастическая панорама с Сапун-горы.

Подъём длинный, но мы несли лишь рюкзаки, а не ползли под шквальным свинцовым огнём. В конце аллеи, перед мемориалом, торговцы религией не преминули воткнуть часовенку и киоск – всё в духе времени. Забегая вперёд скажу, что на Мамаевом кургане также увидели дежурную торговую точку РПЦ в виде храмика. Это коробит. Те, кто клянёт коммунистов и рассказывает байки о миллиардах невинно убиенных, как-то вовремя и удобно забывают, что земля, на которой они сейчас торгуют иконками и свечечками, обильно полита кровью этих самых коммунистов, кровью «безбожников».

Карта нашего путешествия по Крыму 16-17 июля:

Главный монумент мемориала Сапун-гора

На вершине горы установлена огромная стела с памятными гранитными досками, на которых высечены названия воинских частей, что принимали участие в штурме. По всему периметру площади мемориала располагаются гранитные доски с названиями частей и фамилиями героев.

Плиты с именами и названиями. К сожалению время не жалеет даже гранит и написанное на нём.

Мемориальный комплекс Сапун-гора

Мы обошли стелу и заметили спуск к какому-то дому. Это оказался музей, где и находилась знаменитая диорама. Вокруг здания под открытым небом стояли танки и самоходки, пушки и даже торпедный катер.

Боги войны

Торпедный катер

Танки и их поклонник

Отсюда открывался потрясающий вид на долину. Фантастический. Где-то внизу дома, поля, а ты стоишь вровень с облаками и смотришь сверху на эту красоту. И вокруг голубое небо.

Божественный вид

Божественный вид и божество

Божественный вид и простые смертные

В кассе приобрели билеты и уже было настроились ждать, так как нам сказали, что группа недавно зашла в помещение музея. Мы подошли к контроллерам уточнить, когда запускается следующая партия туристов и неожиданно услышали: «Давайте, заходите быстро-быстро, экскурсия началась недавно». Этому мы были очень рады – драгоценное время не терялось даром. Признаться, уже тогда я нацелился в этот же день выехать с Крыма на большую землю. Время – четыре часа дня и для осуществления такого плана необходимо постараться.

Мы вошли. Человек двадцать-тридцать слушали экскурсовода недалеко от входа и мы присоединились к ним. Приходилось держаться чуть в стороне и какую-то часть рассказа мы неизбежно упустили. Но толкаться с рюкзаками среди людей и мешать им было не с руки. Поэтому я успел наделать фотографий. Тут произошла фантастическая вещь. В перерыве между рассказами, когда вся группа переходила от одного стенда к другому, к нам подошла женщина и неуверенно спросила, указывая на мою майку с надписью «25rus»: «А вы не с Владивостока?». «Конечно же, да!».

Предметы экспозиции музея

Трофейные награды и знамёна

Оказалось – земляки, с родного города. Подарили им традиционную визитку и ответили на вопросы, на какое-то время оказавшись в центре внимания. Думаю, мне тоже было бы интересно, увидь я подобную парочку где-нибудь в музее: загорелые, обветренные, с рюкзаками украшенными свёрнутыми пенками. Узнай, что люди проехали всю страну из конца в конец – вообще бы офигел. Ну и у окружающих немножко глазки округлились.

Предметы экспозиции музея Сапун-горы

Затем поднялись на второй этаж, где собственно и находится известная диорама. В помещении полумрак, с помощью которого достигается эффект присутствия. Единственное, что мне не понравилось – людей оказалось слишком много и часть диорамы не было видно. Всё-таки необходимо контролировать количество людей в запускаемой в музей группе.

Диорама очень реалистичная и с трудом верится, что она создана так давно. Картина и передний план составляют гармоничный, неделимый сплав. Дам ссылку на статью о штурме Сапун-горы для тех, кому интересно прочитать об этом. А здесь можно посмотреть интерактивное изображение диорамы. К сожалению, у нас был только телефон и всё видео и фотографии делались с помощью него, поэтому не всегда качество на уровне. На указанной странице развернутое и качественное изображение, которое можно покрутить, увеличить-уменьшить.

После экскурсии мы спустились с горы, попутно сфотографировав новую группу экспонатов – пушки. Уже на спуске встретили ещё один памятник. К нему был приклеен детский рисунок и рассказ о воине и его жизненном пути – наверное кто-то из родственников приезжал.

Корабельные орудия

Железобетонный колпак наблюдательного пункта

Замечательный комплекс, но в то же время заметно, как сильно пришёл в упадок за годы «независимости» Украины. Надписи на граните на некоторых табличках почти неразличимы, хотя сам мрамор в хорошем состоянии. Время очень быстро стирает память с камня. И, к сожалению, не только с него. Вся сегодняшняя Украина печальный тому пример.

Кто-то приклеил фотографию и историю своего родственника к памятнику

Детский рисунок там же

Спустившись, сверились с GPS-ом на телефоне и двинулись вдоль дороги. Время шло к вечеру, но на улице стояла жара. К счастью здесь она не такая как у нас, более сухая и переносится гораздо легче. Это было очень кстати – протопали мы прилично, никто не хотел подбирать 🙁

Впереди - Симферополь! И он совсем рядом :)

Впереди — Симферополь! И он совсем рядом 🙂

Севастополь же - позади. До свидания!

Севастополь же — позади. До свидания!

Часа через полтора нас всё-таки подхватила легковушка, в которой оказалась весёлая парочка – Дарья и Николай.

Николай и Дарья

Разговорились и довольно весело провели следующие полчаса. Николай был моряком и у него, как оказалось, был друг во Владивостоке. Это обстоятельство весьма развеселило нас с Неллей – последнее время нам стало попадаться очень много людей так или иначе связанных с Владивостоком. В блокноте осталась запись о мосте Миру-Мир, надпись на котором сорвали вандалы, но толком этот рассказ я не помню. Может кто из осведомлённых людей оставит запись об этом в комментариях.

Доехали до развилки и распрощались. Николай с Дарьей повернули налево, а нам надо было направо – на подъём вдоль горы. Солнышко спустилось ещё ниже, а нас снова никто не хотел подбирать. Мимо прошёл какой-то мужик, на вид местный. Тут нам остановила тачка, что мы заметили не сразу, лишь через некоторое время. Однако этой возможностью воспользовался жук, что прошёл мимо нас – быстренько залез в остановленную машину и был таков. Наконец-то через некоторое время остановился микрик. Я пробежал полтора десятка метров вверх по дороге и, открыв дверь, поздоровался. Оказалось, водитель встал поправить что-то по технической части. Я извинился и тут Василий спросил, куда же нам надо и… пригласил подвезти! Мигом загрузились. Поехали.

Василий

Потихоньку мы разговорились и узнали, что живёт Василий в Бахчисарае, уже на пенсии. Говорили обо всём понемногу: о политике, об Украине, о жизни, о Великой Отечественной и о Донбассе. Тем временем микроавтобус забрался по теневой стороне в гору, и мы поехали вниз, в залитую мягким вечерним солнцем долину. Через некоторое время показалась невысокая гора, слева промелькнул памятник.

Фотография с сайта Новоросс.info

Василий рассказал нам, что здесь находился концлагерь для военнопленных. Позже я узнал, что назывался он «Толле». Лагерь находился на возвышенности невдалеке от воды.

Кормили в лагере тухлой и солёной пищей, люди располагались под открытым небом. Тех, кто, не вытерпев мук жажды, пытался добежать до воды – расстреливали из пулемётов. Отдельно существовали «мышеловки». Одна была отделена в дальнем углу лагеря колючей проволокой.

Туда загонялись коммунисты, комсомольцы, комиссары. Их раздевали, избивали до полусмерти и вечером расстреливали. За время с 5 по 15 июля там погибло приблизительно пять с половиной тысяч человек. Второй «мышеловкой» была палатка с красным крестом. Туда свозились раненые бойцы из госпиталей Севастополя. Там они и умирали.

альбатрос концлагерь Толле

Альбатрос рвущий колючую проволоку. Памятник погибшим в концлагере Толле.

Я не могу в формате рассказов о путешествии много времени посвящать истории тех мест, где мы побывали, как бы мне этого не хотелось. Кому не безразлична истории Крыма, Севастополя и тех людей, что кровью своей оплатили наши жизни, пройдите на Новоросс.info и прочитайте эту статью, разделённую на пять частей – она очень познавательна.

Василий вывез нас за город – сам Бахчисарай мы не посмотрели, увы 🙁 Многое, очень многое мы пропустили-проскочили по дороге. Но невозможно проехать всю страну туда и обратно за 45 дней автостопом и посетить все музеи и памятные места по пути. Поэтому об этом, несомненно замечательном и красивом городе, мне нечего рассказать за исключением слова, всплывающего в голове при слове «Бахчисарай»: фонтан.

Опустошив огнем войны
Кавказу близкие страны
И селы мирные России,
В Тавриду возвратился хан
И в память горестной Марии
Воздвигнул мраморный фонтан,
В углу дворца уединенный.
Над ним крестом осенена
Журчит во мраморе вода
И каплет хладными слезами,
Не умолкая никогда.
Так плачет мать во дни печали
О сыне, падшем на войне.
Младые девы в той стране
Преданье старины узнали,
И мрачный памятник оне
Фонтаном слез именовали.

Зашли в придорожный киоск, купили водички и пошли дальше вдоль дороги. Через километр-два остановились, постояли и нам тоже остановили. Новым попутчиком оказался молодой и весёлый парень по имени Андрей.

Андрей

Он был очень рад встретить таких безбашенных путешественников как мы. Радовались и мы: новому знакомству и весёлому попутчику. О чём болтали уже не помню, но мигом домчались до Симферополя, где и вышли на площади Ленина.

Симферополь. Площадь Ленина

Академический театр в Симферополе

Попрощались и пошли сфотографироваться с Ильичём. Симферополь почему-то очень остро напомнил мне Владивосток девяностых. Кажется, город был законсервирован и долго ждал лучшего времени, ветшая телом, но не духом. Перемены наступают, и я не уверен, что они к лучшему. Очень хочется чтобы крымчане не потеряли приветливость и добродушие, которое мы так остро почувствовали в контрасте с соседствующим материком.

Мы и Владимир Ильич

Нашли остановку, спросили у людей маршрут и, дождавшись, погрузились на автобус, в который раз удивляясь дешевизне проезда. Уже темнело когда мы вышли на конечной остановке за городом и пошли вдоль дороги в сторону Керчи. Здесь, глядя на садящееся солнце, стали появляться первые сомнения в том, что мы покинем сегодня Крым и вообще пригород Симферополя. Безуспешно ловили попутку, проходили вдоль дороги и вновь стопили. Стало холодать. Достали из рюкзаков тёплые вещи, кроссовки, куртки. Переоделись. Ещё немного прошли, встали. По обе стороны дороги располагались поля, слегка прикрытые от дороги редкой полосой деревьев. С полей собрали урожай – стояли практически голыми. Мысль о том, что придётся ставить палатку там, где её будет видно со всех сторон за километр, не придавала оптимизма и желания её разбивать. Сумерки быстро пролетели, стало совершенно темно. Наступила ночь.

Сейчас я думаю, что лишь огромное желание уехать позволило сломать реальность и кастануть на трассу автобус, который в свете фар разглядел нас, голосующих на обочине и остановился. Однако сильная магия бесследно не проходит. Изломанная реальность, вынужденная послать нам автобус для спасения, предусмотрела свою цену за поездку. И об этом я расскажу в следующем посте.